1. Алгоритм действий при пожаре в школе:
Алгоритм действий при пожаре ответственных лиц
Руководитель учебного заведения:
- Контролирует передачу данных о возникновении опасной ситуации в пожарную службу на номер «101». Если оповещения не было, самостоятельно оформляет вызов.
- Дает распоряжение о включении системы оповещения.
- Контролирует включение стационарной системы пожаротушения, установленной в школе.
- Организует эвакуацию людей до приезда пожарных.
- Встречает прибывшее по вызову подразделение, обозначает на плане место возгорания, расположение подъездных путей и люков гидрантов.
- Проверяет по спискам выведенных из опасной зоны детей и персонал школы.
- Отчитывается перед прибывшими спасателями о проделанной работе, сообщает о возможных рисках и оставшихся в здании людях.
- Организует вынос ценных вещей.
Персонал школы, учитель:
- Организует учащихся, предупреждая панику и давку.
- Проводит разведку путей эвакуации, проверяет, свободны ли выходы.
- Готовит для детей простейшие средства защиты от дыма (влажные носовые платки) и инструктирует, как ими пользоваться.
- Контролирует построение учащихся, проверяет всех по списку.
- Выводит детей по путям эвакуации в безопасное место.
- Проводит перекличку учащихся.
Учащиеся:
- При обнаружении источника возгорания оповещают учителя.
- Во время эвакуации находятся в зоне контроля коллектива учителем и выполняют его распоряжения.
- Выходят из школы исключительно по утвержденным путям в сопровождении взрослых.
- В задымленном помещении используют простейшие средства защиты органов дыхания.
- При выходе из школы не покидают свою группу и дожидаются проверки по спискам в безопасном месте.
Учащимся запрещено принимать участие в тушении пожара и в эвакуации имущества.
Алгоритм действия сторожа школы при пожаре:
- Сообщает о пожаре в ПЧ.
- Оповещает руководство школы о случившемся.
- Включает систему оповещения.
- Открывает запасные выходы.
- Помогает выводить пострадавших из опасной зоны.
- Проверяет все доступные помещения с целью обнаружения спрятавшихся людей.
- Отключает электроснабжение объекта.
- При возможности применяет первичные средства пожаротушения.
- Участвует в организации эвакуации материальных ценностей.
- Встречает пожарных.
2. При взрыве в здании школы
Алгоритм действия при взрыве здания
1. Если произошел взрыв, нужно немедленно лечь на пол, стараясь не оказаться вблизи стеклянных шкафов, витрин и окон.
2. Если здание стало рушиться, то укрыться можно под главными стенами, потому что гибель чаще всего несут перегородки, потолки и люстры.
3. Если здание «тряхнуло», не надо выходить на лестничные клетки, касаться включенных электроприборов.
4. Оказавшись в темноте, не стоит тут же зажигать спички, т.к. могла возникнуть утечка газа.
5. Выходить из здания следует прижавшись спиной к стене, особенно если придется спускаться по лестнице. При этом необходимо пригнуться, прикрыть голову руками, поскольку сверху могут посыпаться обломки и стекла.
6. Оказавшись на улице, нужно отойти от здания. При этом необходимо следить за карнизами и стенами, которые могут рухнуть. Важно быстро сориентироваться на местности, т.к. при обрушении дома поднимается густая туча пыли, которая может вызвать панику.
Алгоритм действия школьников при обнаружении взрывчатых веществ:
- Не пытайтесь самостоятельно обезвредить (разминировать) взрывное устройство. Это должны делать специалисты.
- Не трогайте, не переносите, не распаковывайте, не бросайте подозрительные предметы.
- Не располагайтесь вблизи опасного предмета, отойдите на расстояние не менее 100м.
- Сообщите о подозрительном предмете учителям, в милицию, пожарным, спасателям, они должны организовать охрану и дежурство в зоне нахождения опасного объекта до прибытия специалистов.
- Дождитесь прибытия специалистов, укажите им место и время обнаружения подозрительного предмета.
- Любое взрывоопасное устройство может стать причиной большой беды.
Безопасные места в здании при взрыве:
· места соединения несущих конструкций (пола и стены);
· дверные проемы в несущих стенах.
Опасные места в здании при взрыве:
· лифт;
· лестничные марши;
· нависшие строительные конструкции;
· подвесные потолки, антресоли;
· перекрытия с большими трещинами;
· застекленная поверхность (окна, лоджии, зеркала, шкафы, двери).
3. При авариях связанные с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ.
В случае аварии на химически опасных объектах, для привлечения внимания населения используется установленный сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!», при котором включаются электросирены, дублируемые производственными гудками и другими сигнальными средствами.
Для защиты органов дыхания можно использовать ватно – марлевые повязки, подручные изделия из ткани, смоченной водой.
Алгоритм действия при обнаружении или установлении фактов применения химических веществ:
1. находясь на улице, не поддаваться панике, используя подручные средства защиты органов дыхания, быстро выйти из зоны заражения или воздействия химических веществ, а при возможности - укрыться в убежищах (помещениях);
2. находясь дома, в школе, плотно закрыть и загерметизироватъ тканью, марлей или простынями, смоченными содовым раствором или водой, окна и двери, надежная герметизация жилища значительно уменьшает проникновение ядовитых веществ внутрь помещениявыключить нагревательные приборы и кондиционеры. Включить городскую радиотрансляционную сеть и выслушать речевое сообщение органов управления МЧС и действовать согласно полученным рекомендациям;
3. находясь в общественном месте (театре, магазине, стадионе и т.п.) выслушать указания администрации о порядке поведения и действовать в соответствии с ними;
4. в случае реального поражения химическим веществом пострадавшего немедленно вывести (вынести) на свежий воздух и оказать ему первую медицинскую помощь (обеспечить тепло и покой, при необходимости, - промывание желудка, кислородное или искусственное дыхание, прием необходимых медицинских препаратов, в зависимости от вида воздействия), а также направить пострадавшего в медицинское учреждение.
При подозрении на поражение сильнодействующих ядовитых веществ необходимо исключить любые физические нагрузки, принять обильное теплое питье и обратиться к медицинскому работнику для определения степени поражения и проведения профилактических и лечебных мероприятий.
4. При угрозе совершения акта терроризма.
Алгоритм действия при захвате заложников:
1. При захвате заложников необходимо незамедлительно сообщить в правоохранительные органы о сложившейся в школе ситуации;
2. В ситуации, когда проявились признаки угрозы захвата в заложники вас, постарайтесь избежать попадания в их число. С этой целью немедленно покиньте опасную зону или спрячьтесь;
3. Спрятавшись, дождитесь ухода террористов и при первой возможности покиньте убежище. Исключением являются ситуации, когда вы оказались в поле зрения террористов или когда высока вероятность встречи с ними.
4. Не вступайте в переговоры с террористами по собственной инициативе.
5. Примите меры к беспрепятственному проходу (проезду) на объект сотрудников правоохранительных органов, МЧС, автомашин скорой медицинской помощи.
6. По прибытии сотрудников спецподразделений окажите помощь в получении интересующей их информации.
7. При необходимости выполнять требования преступников, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей, не спорьте с террористами.
8. Не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам.
9. Перенося лишения, оскорбления и унижения, не смотрите в глаза преступникам, не ведите себя вызывающе.
10. При необходимости совершить то или иное действие (сесть, встать, попить, сходить в туалет), спрашивайте разрешение.
11. Если вы ранены, то постарайтесь не двигаться. Этим вы сократите потерю крови.
12. Помните: ваша цель — остаться в живых.
13. Будьте внимательны, постарайтесь запомнить приметы преступников, отличительные черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения, тематику разговоров и т.д.
14. Помните, что, получив сообщение о вашем захвате, спецслужбы уже начали действовать и предпримут все необходимое для вашего освобождения.
15. Во время проведения спецслужбами операции по вашему освобождению неукоснительно соблюдайте следующие требования:
— лежите на полу лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь;
— ни в коем случае не бегите навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как они могут принять вас за преступника;
— если есть возможность, держитесь подальше от проемов дверей и окон.