Положение
о проведении игры «Лингвобол» между учащимися 8класса (игра проводится в рамках недели русского языка и литературы).
Цель: развитие интереса к русскому языку у учащихся
Задачи:
1) расширение кругозора учащихся посредством их участия в интеллектуальной игре;
2) развитие мышления, воображения;
3) осознание значимости русского языка
Участники: учащиеся среднего звена, 2 команды, состав - 6 человек.
Необходимо придумать название команды соответственно тематике игры.
Приглашается группа поддержки от каждой команды
4. Рекомендации для подготовки к игре
Участникам команд предлагается повторить следующие разделы и темы по русскому языку и литературе:
- лексика: этимология слова; заимствованные слова; устаревшие слова;
- фразеология;
- орфография;
- орфоэпия;
- тропы;
- антитеза в названиях литературных произведениях.
Участники команд должны уметь разгадывать ребусы на лингвистическую тему, расшифровывать пиктограммы и быть креативными.
Ход игры
1 Центральный арбитр: Начинаем репортаж с единственного в мире чемпионата по лингвоболу. 2 арбитр: На поле выходят команды. Просим капитанов выйти и представить свои команды. оллололол 3 арбитр: Представление судейской коллегии.
(Критерии оценивания приложение №1)
3 арбитр:Представление арбитров: (ведущие, ассистенты для работы с командами и болельщиками, счётная комиссия)
4 арбитр: Представление тренеров: (учителя – предметники)
(музыка: спортивный марш)
1Центральный арбитр: Лингвобол – игра необычная. Она начинается с жеребьёвки, которая определит нападающих, защитников и вратаря (арбитры раздают значки с символикой приложение № 5) Арбитры объявляют вратаря, защитников, нападающих
1 Центральный арбитр: Во время разминки мяч от нападающих, если они не ответят, переходит к линии защиты, вратарь и капитан могут выручить команду, ответив на вопрос. В случае неудачи мяч переходит к противнику. 1, 2 арбитры: Вопросы командам:
1. Какое русское слово получится, если соединить 2 английских слова: «вагон» и «путь»? (трамвай) (слайд 3,4)
2. По-древнегречески толпа – «охлос». А как, согласно одной из версий, называли отдельно взятого представителя этой толпы? (охламон) (слайд 5,6)
3.Название какого вида транспорта в переводе с греческого означает «столичный»? (Метер» - мать, «полис» - город. Вместе – метрополитен) (слайд 7,8)
4.Название какого вида спорта переводится с норвежского как «след на склоне»? (слалом) (слайд 9,10)
5.Название какого парфюмерного средства переводится с французского как «вода из Кёльна»? (Одеколон О – по-французски вода) (слайд 11,12)
6. Если перевести это слово с латинского языка, то оно буквально будет означать
«сидящий впереди». Что это за слово? (президент) (слайд 13,14)
7.Из малайского языка к нам пришло название этого животного. В переводе на русский оно означает «лесной человек». Назовите это животное (орангутанг)(слайд 15,16)
8. Как французы называют любое оконное стекло, а мы только цветное, узорчатое?
(витраж) (слайд 17,18)
Судейская коллегия объявляет баллы за разминку, результаты вносятся в таблицу в режиме онлайн(слайд 2) (музыка) 1арбитр: Розыгрыш 1 мяча. Вы должны расположить слова по алфавиту за 5 минут (раздают карточки 3 и 4 арбитры)(слайд 19, 20) Разведывательный, разнохарактерный, развивать, разночинец, разноцветный
разведывать, разобидеть, разносчик, разгерметизировать, разноцветье, разнофактурный, разгерметизация
2 арбитр: Розыгрыш 2 мяча. Все игроки команды получают свои карточки с ребусами, которые нужно решить за 5 минут.
Судейская коллегия объявляет баллы за розыгрыш 1 мяча (музыка)
3 арбитр: Вбрасывание 3 мяча.
К данным фразеологическим оборотам одного ряда подберите синонимичные фразеологизмы из другого ряда за 3 минуты. (слайд 24,25)
Держать камень за пазухой |
пруд пруди |
Откуда ни возьмись |
сломя голову |
От аза до ижицы |
и след простыл |
При царе Горохе |
иметь зуб |
Девать некуда |
во время оно |
Мухи не обидит |
воды не замутит |
Открывать Америку |
от а до я |
Поминай как звали |
от корки до корки |
От доски до доски |
изобретать велосипед |
На всех парах |
как гром среди ясного неба |
6 3,4арбитры: задают вопросы для болельщиков и раздают мячи – значки (приложение № 5)
Судейская коллегия объявляет баллы за розыгрыш 2 мяча
2 арбитр: Одиннадцатиметровый удар. Конкурс вратарей команд.
Расставьте ударение в словах (слова на карточках) (слайд 26,27)
За каждый правильный ответ – 1 очко. Время 1 минута.
Алфавит, договор, досуг, звонит, красивее, каталог, обеспечение, свекла, торты , туфлями, щавель
Слово судейской коллегии. Итоги 3 мяча. (музыка)
3,4арбитр: вопросы для болельщиков во время конкурса команд(приложение №3)
1 арбитр: Розыгрыш мяча капитанами команд “Удвоенные согласные”
(слайд 30,31) Замените следующие словосочетания одним словом: товарищ по работе; популярная игра на льду; спортивный бег; сотрудник газеты, журнала; рисунки в журнале, газете, книге. 2 арбитр: Разыгрывается 4 мяч. Конкурс для команд… (слайд 32) Изучая антонимы, мы связываем это понятие с антитезой. Напишите названия литературных произведений, в которых встречается антитеза, например, произведение К.Симонова «Дни и ночи» (за каждый правильный ответ по одному баллу)
3,4арбитр: вопросы для болельщиков (на слайде 33,34 определение эпитетов во время конкурса команд розыгрыша 5мяча).
1 арбитр: Разыгрывается 5 мяч. Сгруппируйте парамиантитезы по схеме «цифра-буква». (слайд 35,36)
величественное сияние правды а) нищенские лохмотья
поражение б) блеск медяков
триумф в) гибельный закат
царская мантия г) славная победа
маршальский жезл д) горький плач
ликующие крики е) нож мясника
радужные надежды ж) разочарованный вздох
Слово судейской коллегии. Итоги конкурса капитанов. (музыка)
(Пока судьи подсчитывают результаты, задание для всех – придумать кричалки к игре «Лингвобол»).
Итоги игры.
Награждение команд по номинациям :
1.Самая дружная команда
2. Самая активная команда
3. Самая любознательная команда
4. Самая интеллектуальная команда
5.Самая предприимчивая команда
6.Самая оригинальная команда
7.Самая весёлая команда